Страница 1 из 1

Полиуретановые шины

Добавлено: 31 окт 2025, 17:10
Farrier
Превью: полиуретановые шины в СССР — забытая инновация? :igru_shka:

Первые промышленные производства полиуретана в мире стартовали в 1944 г. (Германия) и 1957 г. (США), а советские исследования начались лишь в 1960‑х.

Как этот временной разрыв повлиял на судьбу технологии в СССР?

Когда именно в СССР перешли от лабораторных исследований к промышленному выпуску полиуретановых шин? Какие предприятия участвовали в разработке?

Почему, несмотря на выдающиеся характеристики полиуретана, он не заменил резину в массовом производстве шин?

Re: Полиуретановые шины

Добавлено: 01 ноя 2025, 10:07
Тигирь
Это был вопрос, или последует продолжение истории?

Re: Полиуретановые шины

Добавлено: 11 ноя 2025, 09:21
Farrier
Тигирь писал(а):
01 ноя 2025, 10:07
Это был вопрос, или последует продолжение истории?
Вопросов больше, чем ответов. Возможно профильные специалисты сильнее раскроют тему.

Re: Полиуретановые шины

Добавлено: 11 ноя 2025, 10:45
Тигирь
Полиуретаны при нагреве сильно теряют свойства. Поэтому покрышки из них делать не очень хорошо. Ну, или разрабатывать специальные полиуретаны, что не так просто и дёшево.
Гусеницы делать без проблем

Re: Полиуретановые шины

Добавлено: 13 дек 2025, 01:08
uvas
Полвека назад в СССР была инициирована программа по разработке и внедрению в производство шин для сельхозтехники из ПУ на полифурите. Вовлечено было 2-3 Министерства и несколько отраслевых НИИ. Но, увы, далее благих намерений почти ничего с места не двинулось. Как мне помнится в первую очередь из-за недостаточчной сырьевой базы. Полифурит тогда мог производиться , кажется, только в Фергане на заводе фурановых соединений, из ТГФ, из кукурузных кочерыжек.

Почему полифурит? Морозостойкость, свойства ПУ, достаточно простой прооцесс регенерации ТГФ из отработавших своё шин. Скоростная выносливость для тракторных шин неважна. Ну, плохое сцепление таких ПУ шин с голым льдом как-то не стояло во главе угла.

Мне довелось чуток прикоснуться этому проекту ещё в СССР/России, но продолжить работу уже в другом месте. Были кой-какие интересные решения, но в массу они не пошли.

Re: Полиуретановые шины

Добавлено: 13 дек 2025, 20:34
kor
[quote=Farrier post_id=231400 time=1761919836 user_id=18961

Почему, несмотря на выдающиеся характеристики полиуретана, он не заменил резину в массовом производстве шин?
[/quote]

Потому что очень дорого. Выдающиеся характеристики не покрывают затрат.
Что войдет в цену? Очень дорогое сырье, очень дорогое оборудование, очень дорогие специалисты (чтобы понять технологию и химию, нужны годы), большое лабораторное сопровождение. И изоцианаты уже положили немало здоровья и жизней. Наверно, это самая дорогая составляющая.

Re: Полиуретановые шины

Добавлено: 13 дек 2025, 20:41
kor
Во времена СССР производилось много чего для оборонки, в том числе и траки для танков. Технологии были. Но канули в лету вместе с людьми.
Был головной институт ВНИИСС (Всесоюзный научно-исследовательский институт синтетических смол, г. Владимир), уважаемый Александр Федорович (uvas), оттуда. Там ищите.
В Ижевске осталось небольшое производство ПУ эластомеров на Полипластике. Возможно, помогут.