Воздушная полость при литье ТПУ

- Здесь размещаются вопросы от новичков по всем темам, а также письма наших читателей регулярно приходящие в редакцию.
- Here are questions from not skilled in plastics about all the topics. Some of them are from the PlastExpert mailbox.
Ответить
Сообщение
Автор
Аватара пользователя
Тигирь
Сообщения: 158
Зарегистрирован: 05 мар 2018, 09:59
Страна, Регион, Область: Россия
Город: Геленджик
Благодарил (а): 33 раза
Поблагодарили: 78 раз
Контактная информация:
Russia

Воздушная полость при литье ТПУ

#1 Сообщение Тигирь » 22 мар 2020, 02:09

Господа, подскажите пожалуйста возможную причину возникновения полости.
Деталь - плоское тело вращения. Диаметр 75 мм толщина от 2.5 до 5 к центру. Центральная бобышка 20 мм у основания. Закладная гайка. Литник по центру. Материал ТПУ Elastollan Soft35 A12P000. Просушен. Температура формы 35 градусов. Лью на миниТПА, но с полноценной инжекцией.
IMG_1794_800.jpg
Дефект возникает через пару часов после начала работы и потом стабильно повторяется примерно через цикл, иногда каждый цикл несколько раз подряд. Грешил на закладную, думал, повышается текучесть расплава и при обтекании закладной поток перекрывает вентиляционный зазор. Но отливки без закладной тоже дают полость, так-что она отпадает. На усадку тоже не похоже, уж больно велик объём полости.
IMG_1796_800.jpg
Здесь полость на сечениях без закладной
IMG_1795_800.jpg
Когда полость не образуется, отливка в объёме плотная, без пор.
Аналогичная деталь 50 мм с той же закладной льётся без проблем

kor
Сообщения: 582
Зарегистрирован: 18 фев 2017, 11:10
Страна, Регион, Область: Россия
Город: Ижевск
Благодарил (а): 259 раз
Поблагодарили: 274 раза
Russia

Re: Воздушная полость при литье ТПУ

#2 Сообщение kor » 22 мар 2020, 09:50

У меня только одна версия. Все ТПУ хватают влагу. Сейчас весна, влажность повышенная. Если бункер не закрыт, через 2 часа гранулят может влагу нахватать.

Аватара пользователя
Maks42
Сообщения: 10025
Зарегистрирован: 19 окт 2009, 11:40
Страна, Регион, Область: Россия
Город: Москва
Откуда: Калинин
Благодарил (а): 1806 раз
Поблагодарили: 1906 раз
Контактная информация:
Russia

Re: Воздушная полость при литье ТПУ

#3 Сообщение Maks42 » 22 мар 2020, 10:24

Снизьте скорость впрыска до минимума.
Все относительно

Аватара пользователя
Тигирь
Сообщения: 158
Зарегистрирован: 05 мар 2018, 09:59
Страна, Регион, Область: Россия
Город: Геленджик
Благодарил (а): 33 раза
Поблагодарили: 78 раз
Контактная информация:
Russia

Re: Воздушная полость при литье ТПУ

#4 Сообщение Тигирь » 22 мар 2020, 12:58

kor
Влажность отпадает, гранулы контактируют с воздухом не более 15 минут. Засыпаю малыми дозами из герметичной ёмкости.

Maks42
Насчёт скорости впрыска нужно подумать, как это реализовать на моём примитивном аппарате. Мелькала такая мысль, но не обратил на неё внимания. В принципе, скорость не меняется и при отливке кондиционных деталей, но возможно при возникновении брака остывает сопло и в нём образуется пробка из более вязкого материала, резко выстреливающая в начале цикла. Попробую для начала увеличить теплоёмкость сопла и поставить термоизоляцию. Если не поможет, буду думать над установкой частотника на привод.

Большое спасибо!

Аватара пользователя
Артур69
Сообщения: 371
Зарегистрирован: 02 фев 2020, 10:56
Страна, Регион, Область: Германия
Город: NRW
Откуда: Из Сибири.
Благодарил (а): 124 раза
Поблагодарили: 141 раз
Germany

Re: Воздушная полость при литье ТПУ

#5 Сообщение Артур69 » 22 мар 2020, 13:28

По логике , да . При высокой скорости это место обливается и воздух не успевает выходить , если ему вообще есть куда . Но , почему только через пару часов. Через время может меняться температура формы , кстати что за чилер ? Показаниям можно верить? В форме каналы все свободные ? Или материал . Но если , как я понял свежий не добавляете и минимум 3 часа сушили, не должно быть . А как обстоит дело с остатком массы , он вообще есть и стабилен ? Если нет , добавьте декомпрессию . Я бы так же попробовал додавить. Большое давление не надо , просто время увеличьте . А температура массы какова? Меньше 200 градусов я бы не уходил, всё равно , что они рекомендуют. И наконец пробуйте откатывать агрегат . Вместе с поднятием температуры сопла помогает от пробок . Удачи .

Аватара пользователя
Максим Викторович
Сообщения: 1463
Зарегистрирован: 21 авг 2007, 13:24
Страна, Регион, Область: Украина, Луганская область
Город: Северодонецк
Откуда: Украина, г. Северодонецк
Благодарил (а): 152 раза
Поблагодарили: 192 раза
Ukraine

Re: Воздушная полость при литье ТПУ

#6 Сообщение Максим Викторович » 22 мар 2020, 14:06

А температуру формы выше нельзя поднять? Скажем до 50 градусов? Напрашивается повышение вязкости расплава после контакта с закладной и текучести расплава не хватает для полноценного заполнения формы.
Здоровье - лучшее приобретение, удовольствие - лучшая выгода, внушающий доверие - лучший родственник.
Будда.

Аватара пользователя
Артур69
Сообщения: 371
Зарегистрирован: 02 фев 2020, 10:56
Страна, Регион, Область: Германия
Город: NRW
Откуда: Из Сибири.
Благодарил (а): 124 раза
Поблагодарили: 141 раз
Germany

Re: Воздушная полость при литье ТПУ

#7 Сообщение Артур69 » 22 мар 2020, 14:19

Максим Викторович писал(а):
22 мар 2020, 14:06
А температуру формы выше нельзя поднять? Скажем до 50 градусов? Напрашивается повышение вязкости расплава после контакта с закладной и текучести расплава не хватает для полноценного заполнения формы.
Согласен с вами , но всё опять упирается в 2 часа. Почему сначала всё хорошо ? Хотя по логике , как форму не охлаждай , она со временем становится горячей . Зависит конечно от плана охлаждения формы и чилера.

Аватара пользователя
plastic
ПластЭксперт
Сообщения: 1167
Зарегистрирован: 09 ноя 2006, 14:09
Страна, Регион, Область: Россия
Город: Москва
Благодарил (а): 183 раза
Поблагодарили: 210 раз
Russia

Re: Воздушная полость при литье ТПУ

#8 Сообщение plastic » 23 мар 2020, 09:28

Стартовый пост откорректирован.
Вставка картинок работает штатно. Проблемы были, но они решены.
Пожалуйста, не используйте всякие хостинги для отправки картинок на форум.
С уважением, Админ

nozzio
Сообщения: 19
Зарегистрирован: 28 фев 2017, 09:15
Страна, Регион, Область: РФ
Город: Рязань
Благодарил (а): 6 раз
Поблагодарили: 12 раз
Russia

Re: Воздушная полость при литье ТПУ

#9 Сообщение nozzio » 23 мар 2020, 10:03

Артур69 писал(а):
22 мар 2020, 13:28
При высокой скорости...
думаю, скорость на миниТПА и так невелика :hi_hi_hi:
Артур69 писал(а):
22 мар 2020, 13:28
добавьте декомпрессию...
наверное всё таки противодавление имеется в виду... если оно есть на миниТПА :nez-nayu:
Артур69 писал(а):
22 мар 2020, 13:28
Я бы так же попробовал додавить. Большое давление не надо , просто время увеличьте.
для сложившихся условий, самое верное :co_ol:

Аватара пользователя
Артур69
Сообщения: 371
Зарегистрирован: 02 фев 2020, 10:56
Страна, Регион, Область: Германия
Город: NRW
Откуда: Из Сибири.
Благодарил (а): 124 раза
Поблагодарили: 141 раз
Germany

Re: Воздушная полость при литье ТПУ

#10 Сообщение Артур69 » 23 мар 2020, 10:13

nozzio писал(а):
23 мар 2020, 10:03
Артур69 писал(а):
22 мар 2020, 13:28
При высокой скорости...
думаю, скорость на миниТПА и так невелика :hi_hi_hi:
Артур69 писал(а):
22 мар 2020, 13:28
добавьте декомпрессию...
наверное всё таки противодавление имеется в виду... если оно есть на миниТПА :nez-nayu:
Артур69 писал(а):
22 мар 2020, 13:28
Я бы так же попробовал додавить. Большое давление не надо , просто время увеличьте.
для сложившихся условий, самое верное :co_ol:
Наверное. Не знаешь как правильно называть. Ну вообще я имел в виду это.
Вложения
IMG_20200323_080835.jpg

Sandy
Сообщения: 550
Зарегистрирован: 19 янв 2010, 09:16
Страна, Регион, Область: Россия
Город: Саров
Благодарил (а): 24 раза
Поблагодарили: 54 раза
Russia

Re: Воздушная полость при литье ТПУ

#11 Сообщение Sandy » 23 мар 2020, 11:53

Maks42 писал(а):
22 мар 2020, 10:24
Снизьте скорость впрыска до минимума.
Плюсуюсь к Максу - мы при литье ТПУ также используем минимальную скорость впрыска. При загрузке обороты шнека и противодавление тоже небольшие. И соответственно декомпрессию шнека делать по минимуму, чтобы минимизировать количество воздуха при впрыске.
Думается, что автор на правильном пути определения проблемы - если дефект возникает через пару часов, то что-то или перегрелось, или охладилось (если есть уверенности, что ТПА выдерживает все заданные параметры).

Аватара пользователя
Максим Викторович
Сообщения: 1463
Зарегистрирован: 21 авг 2007, 13:24
Страна, Регион, Область: Украина, Луганская область
Город: Северодонецк
Откуда: Украина, г. Северодонецк
Благодарил (а): 152 раза
Поблагодарили: 192 раза
Ukraine

Re: Воздушная полость при литье ТПУ

#12 Сообщение Максим Викторович » 23 мар 2020, 11:59

Еще вот подумалось - закладную можно подогревать перед установкой в форму? Градусов до 60?
Здоровье - лучшее приобретение, удовольствие - лучшая выгода, внушающий доверие - лучший родственник.
Будда.

Sandy
Сообщения: 550
Зарегистрирован: 19 янв 2010, 09:16
Страна, Регион, Область: Россия
Город: Саров
Благодарил (а): 24 раза
Поблагодарили: 54 раза
Russia

Re: Воздушная полость при литье ТПУ

#13 Сообщение Sandy » 23 мар 2020, 12:05

Максим Викторович писал(а):
23 мар 2020, 11:59
Еще вот подумалось - закладную можно подогревать перед установкой в форму? Градусов до 60?
Вряд-ли это поможет - мы тоже с закладными льем, и часть деталей из ТПУ у нас прозрачная. Закладные не подогреваем.

Аватара пользователя
Артур69
Сообщения: 371
Зарегистрирован: 02 фев 2020, 10:56
Страна, Регион, Область: Германия
Город: NRW
Откуда: Из Сибири.
Благодарил (а): 124 раза
Поблагодарили: 141 раз
Germany

Re: Воздушная полость при литье ТПУ

#14 Сообщение Артур69 » 23 мар 2020, 12:08

Sandy писал(а):
23 мар 2020, 12:05
Максим Викторович писал(а):
23 мар 2020, 11:59
Еще вот подумалось - закладную можно подогревать перед установкой в форму? Градусов до 60?
Вряд-ли это поможет - мы тоже с закладными льем, и часть деталей из ТПУ у нас прозрачная. Закладные не подогреваем.
Согласен. Тем более что там без закладной такие же проблемы. Закладные у нас тоже разных форм и материалов , но никогда не грели .

Figaro
Сообщения: 2312
Зарегистрирован: 27 апр 2013, 02:27
Страна, Регион, Область: Владимирская обл.
Город: Владимир
Благодарил (а): 689 раз
Поблагодарили: 524 раза
Honduras

Re: Воздушная полость при литье ТПУ

#15 Сообщение Figaro » 23 мар 2020, 14:09

На русском...
Вложения
TPU BASF processing 2020 ru.pdf
(1.07 МБ) 14 скачиваний

Аватара пользователя
Тигирь
Сообщения: 158
Зарегистрирован: 05 мар 2018, 09:59
Страна, Регион, Область: Россия
Город: Геленджик
Благодарил (а): 33 раза
Поблагодарили: 78 раз
Контактная информация:
Russia

Re: Воздушная полость при литье ТПУ

#16 Сообщение Тигирь » 23 мар 2020, 16:05

Господа, большое спасибо всем откликнувшимся!
Аппарат у меня самый примитивный, поэтому ни декомпрессии нет, ни скорость впрыска не могу изменить, ни скорость шнека.
Пара часов нормальной работы меня самого с толку сбивает. Понятно, если режим изначально не верный, а так непонятка. В общем, сейчас попробую увеличить температуру сопла, уже предварительно сделал устройство, а там, если не поможет, буду дальше следовать советам.

Аватара пользователя
Тигирь
Сообщения: 158
Зарегистрирован: 05 мар 2018, 09:59
Страна, Регион, Область: Россия
Город: Геленджик
Благодарил (а): 33 раза
Поблагодарили: 78 раз
Контактная информация:
Russia

Re: Воздушная полость при литье ТПУ

#17 Сообщение Тигирь » 23 мар 2020, 16:06

plastic писал(а):
23 мар 2020, 09:28
Стартовый пост откорректирован.
Принято

Аватара пользователя
Тигирь
Сообщения: 158
Зарегистрирован: 05 мар 2018, 09:59
Страна, Регион, Область: Россия
Город: Геленджик
Благодарил (а): 33 раза
Поблагодарили: 78 раз
Контактная информация:
Russia

Re: Воздушная полость при литье ТПУ

#18 Сообщение Тигирь » 23 мар 2020, 16:26

Артур69 писал(а):
22 мар 2020, 13:28
По логике , да . При высокой скорости это место обливается и воздух не успевает выходить , если ему вообще есть куда . Но , почему только через пару часов.
С вентиляцией проблем нет. Воздух из бобышки вытесняется через толкатель, из подошвы - по плоскости размыкания формы.
Артур69 писал(а):
22 мар 2020, 13:28
Через время может меняться температура формы , кстати что за чилер ? Показаниям можно верить?
Температура формы достаточно стабильная, но даже при изменениях в пределах 20 градусов на полость не влияет. Только на качество поверхности.
Чиллер у меня козырный - ёмкость с водой и насос :)
Дело в том, что производительность по материалу минимальная, поэтому такого охлаждения вполне хватает для поддержания стабильной температуры.
Артур69 писал(а):
22 мар 2020, 13:28
В форме каналы все свободные ?
Да, каналы чистые.
Артур69 писал(а):
22 мар 2020, 13:28
Но если , как я понял свежий не добавляете и минимум 3 часа сушили, не должно быть . А как обстоит дело с остатком массы , он вообще есть и стабилен ?
Просушка 3-5 часов при 90 с вакуумом. Полагаю, этого более чем достаточно. По-крайней мере, вакуум при окончании просушки держится стабильно, что говорит о полном прекращении испарения.
Артур69 писал(а):
22 мар 2020, 13:28
А температура массы какова? Меньше 200 градусов я бы не уходил, всё равно , что они рекомендуют. И наконец пробуйте откатывать агрегат . Вместе с поднятием температуры сопла помогает от пробок . Удачи .
Рекомендованая температура порядка 180. Больше пробовал поднимать - начинается деструкция. Температуру зон матцилиндра подбираю ориентируясь на текучесть расплава. Формальная температура зон цилиндра в попугаях это хорошо, но бьют обычно не по паспорту :)
Последний раз редактировалось Тигирь 23 мар 2020, 16:46, всего редактировалось 1 раз.

Аватара пользователя
Тигирь
Сообщения: 158
Зарегистрирован: 05 мар 2018, 09:59
Страна, Регион, Область: Россия
Город: Геленджик
Благодарил (а): 33 раза
Поблагодарили: 78 раз
Контактная информация:
Russia

Re: Воздушная полость при литье ТПУ

#19 Сообщение Тигирь » 23 мар 2020, 16:31

nozzio писал(а):
23 мар 2020, 10:03
Артур69 писал(а):
22 мар 2020, 13:28
При высокой скорости...
думаю, скорость на миниТПА и так невелика :hi_hi_hi:
Сколько в граммах не знаю, но не велика.
nozzio писал(а):
23 мар 2020, 10:03
наверное всё таки противодавление имеется в виду... если оно есть на миниТПА :nez-nayu:
Ничего там нет :)

Аватара пользователя
Тигирь
Сообщения: 158
Зарегистрирован: 05 мар 2018, 09:59
Страна, Регион, Область: Россия
Город: Геленджик
Благодарил (а): 33 раза
Поблагодарили: 78 раз
Контактная информация:
Russia

Re: Воздушная полость при литье ТПУ

#20 Сообщение Тигирь » 23 мар 2020, 16:39

Максим Викторович писал(а):
22 мар 2020, 14:06
А температуру формы выше нельзя поднять? Скажем до 50 градусов? Напрашивается повышение вязкости расплава после контакта с закладной и текучести расплава не хватает для полноценного заполнения формы.
С заполнением формы проблем нет. Температурой играл от 18 до 60 градусов. На качество поверхности влияет, на проливаемость нет

Аватара пользователя
Тигирь
Сообщения: 158
Зарегистрирован: 05 мар 2018, 09:59
Страна, Регион, Область: Россия
Город: Геленджик
Благодарил (а): 33 раза
Поблагодарили: 78 раз
Контактная информация:
Russia

Re: Воздушная полость при литье ТПУ

#21 Сообщение Тигирь » 23 мар 2020, 16:42

В общем, господа, ещё раз спасибо откликнувшимся, по результатам обязательно отпишусь

Алексей shm
Сообщения: 140
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 18:43
Страна, Регион, Область: Россия, ЦФО
Город: ЦФО
Поблагодарили: 40 раз

Re: Воздушная полость при литье ТПУ

#22 Сообщение Алексей shm » 23 мар 2020, 17:36

Внутренняя полость- это дефект, возникающий на стадии выдержки под давлением. Толщина стенки под закладной гораздо меньше, чем сбоку от нее, даже и без закладной. На стадии выдержки не происходит подпитки от центрального литника, так как тонкое сечение под закладной застывает раньше, а в толстом сечении материал продолжает усаживаться и, не получая подпитки, образует пустоту. Происходит усадка не к центру, а к стенкам, потому что там уже образовалась прочная корка, а сердцевина еще не застывшая.
Первые 2 часа форма еще не прогрета, поэтому заполняется холодным материалом, который сразу же застывает и не дает такой большой усадки, поэтому нет пустот, но структура отливки не такая плотная, как при правильном заполнении с подпиткой при выдержке.
Можно рекомендовать увеличить сечение центрального литника, а также изменить форму закладной, уменьшив диаметр шляпки. Ну и подумать, как можно сделать одинаковые сечения не сильно меняя конструкцию детали. Золотое правило: проливаем тонкое через толстое.

Мулланур
Сообщения: 1419
Зарегистрирован: 01 окт 2013, 15:06
Страна, Регион, Область: Россия
Город: Екатеринбург
Откуда: Yevlax
Благодарил (а): 333 раза
Поблагодарили: 296 раз
Russia

Re: Воздушная полость при литье ТПУ

#23 Сообщение Мулланур » 23 мар 2020, 19:36

Тигирь писал(а):
23 мар 2020, 16:39
Максим Викторович писал(а):
22 мар 2020, 14:06
А температуру формы выше нельзя поднять? Скажем до 50 градусов? Напрашивается повышение вязкости расплава после контакта с закладной и текучести расплава не хватает для полноценного заполнения формы.
С заполнением формы проблем нет. Температурой играл от 18 до 60 градусов. На качество поверхности влияет, на проливаемость нет
Грейте форму и закладную. :ya-za: И может даже выше 70 градусов.

Ответить

Вернуться в «Вопросы к специалистам от начинающих/Questions from beginners»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 3 гостя