Муаровый узор (полосы) на отливке из ТЭПа

- Обсуждаем популярные в наше время термопластичные эластомеры, резину и им подобные материалы. Сырье, продукцию, технологии переработки.
- Discussion of TPE, rubber and other polular modern elastomers, e.g. raw materials, products, technology.
Ответить
Сообщение
Автор
KsunReh
Сообщения: 234
Зарегистрирован: 14 фев 2014, 21:56
Страна, Регион, Область: Россия
Город: Санкт-Петербург
Благодарил (а): 49 раз
Поблагодарили: 104 раза
Russia

Муаровый узор (полосы) на отливке из ТЭПа

#1 Сообщение KsunReh » 18 ноя 2020, 12:40

Коллеги, есть литьевая форма, работаем на ТЭПе (SEBS)

Изделие упрощенно представляет собой плоскую пластинку 3 мм толщиной, литник туннельный, как на картинке ниже.

На изделии наблюдаются равномерно чередующиеся полосы, которые отличаются за счет блеска. В результате вся или большая часть отливки заполнена такой "зеброй". Иногда встречаются чистые места, т.к. полосы проявляются либо на верхней, либо на нижней стороне отливки, но не на обоих.

Пробовали множество разных режимов литья и термостатирования формы, повышали температуры, разные красители - почти никакого толку. В тоже время есть качественные отливки (с таким же красителем) на основе аналогичного сырья, где данная проблема совершенно отсутствует. В свое время читал статью, что для ТЭПов может быть характерен такой дефект (полосы с разной степенью блеска) исходя из состава, разные фазы, причем пути решения описаны не были. Может кто-то сталкивался с подобной проблемой? На что обращать внимание при подборе сырья? ПТР сейчас средний, даже ближе к высокому (вообще у ТЭПов проблем с текучестью нет)

Фото дефекта ниже:
Вложения
a3.jpg
a3.jpg (89.33 КБ) 431 просмотр
a2.jpg
a2.jpg (52.13 КБ) 431 просмотр
a1.jpg
a1.jpg (69.05 КБ) 431 просмотр
a4.JPG
a4.JPG (41.55 КБ) 431 просмотр

Аватара пользователя
Maks42
Сообщения: 10618
Зарегистрирован: 19 окт 2009, 11:40
Страна, Регион, Область: Россия
Город: Москва
Откуда: Калинин
Благодарил (а): 2229 раз
Поблагодарили: 2289 раз
Контактная информация:
Russia

Re: Муаровый узор (полосы) на отливке из ТЭПа

#2 Сообщение Maks42 » 18 ноя 2020, 12:55

Классические тигровые полосы http://www.barvinsky.ru/articles/art_04 ... s_2010.htm
Выше ПТР, ниже плотность (содержание наполнителя), наличие внешней смазки в составе.
Нужен производитель ТЭП, который специализируется на ТЭП для литья, а не на ТЭП для экструзии, или хотя бы понимает, что такое тигровые полосы.
Все относительно

Аватара пользователя
Артур69
Сообщения: 971
Зарегистрирован: 02 фев 2020, 10:56
Страна, Регион, Область: Германия
Город: NRW
Откуда: Из Сибири.
Благодарил (а): 511 раз
Поблагодарили: 486 раз
Germany

Re: Муаровый узор (полосы) на отливке из ТЭПа

#3 Сообщение Артур69 » 18 ноя 2020, 13:15

Больше на Schallplatteneffekt похоже. Пластинка короче :-): Обычно помогает увеличение скорости впрыска и поднятие температур формы и мат цилиндра . Дозируйте медленней.

KsunReh
Сообщения: 234
Зарегистрирован: 14 фев 2014, 21:56
Страна, Регион, Область: Россия
Город: Санкт-Петербург
Благодарил (а): 49 раз
Поблагодарили: 104 раза
Russia

Re: Муаровый узор (полосы) на отливке из ТЭПа

#4 Сообщение KsunReh » 18 ноя 2020, 13:20

Спасибо!

Да, статья похоже именно та была... У нас литьевой ТЭП, наполнителя нет (плотность 0,89-0,9), ПТР около 50. Так же подобный эффект наблюдался на окрашенном ТЭПе с наполнителем (плотность 1,05 ПТР >70). Исходя из этого предполагаю, что просто одного высокого ПТР мало будет.

Внешняя смазка проявляет себя? Образцы удачного сырья давали сильно блестящие детали.
Обычно помогает увеличение скорости впрыска и поднятие температур формы и мат цилиндра . Дозируйте медленней.
Увеличение скорости впрыска делает полосы более редкими, но верхний предел ТПА не позволяет полностью уйти от них + имеется собственный опыт наладки и понимание того, что для данного изделия не требуется экстремальных скоростей и давлений, так что тут дело скорее всего именно в составе сырья.

Аватара пользователя
Maks42
Сообщения: 10618
Зарегистрирован: 19 окт 2009, 11:40
Страна, Регион, Область: Россия
Город: Москва
Откуда: Калинин
Благодарил (а): 2229 раз
Поблагодарили: 2289 раз
Контактная информация:
Russia

Re: Муаровый узор (полосы) на отливке из ТЭПа

#5 Сообщение Maks42 » 18 ноя 2020, 14:02

Идея с добавлением внешней смазки связана с повышением блеска, чтобы полосы стали менее заметными.
Попробуйте отлить из обувного ТЭП (SBS), при его использовании не помню такого дефекта.
Интересно было бы попробовать залить в торец.
Все относительно

KsunReh
Сообщения: 234
Зарегистрирован: 14 фев 2014, 21:56
Страна, Регион, Область: Россия
Город: Санкт-Петербург
Благодарил (а): 49 раз
Поблагодарили: 104 раза
Russia

Re: Муаровый узор (полосы) на отливке из ТЭПа

#6 Сообщение KsunReh » 18 ноя 2020, 14:44

Maks42 писал(а):
18 ноя 2020, 14:02
Попробуйте отлить из обувного ТЭП (SBS), при его использовании не помню такого дефекта.
Как раз обувной ТЭП с плотностью 1,05 до этого давал похожий эффект.
Maks42 писал(а):
18 ноя 2020, 14:02
Интересно было бы попробовать залить в торец.
Согласен. Но это не возможно, тиражи большие и литник должен отделяться автоматически.
Maks42 писал(а):
18 ноя 2020, 14:02
Идея с добавлением внешней смазки связана с повышением блеска, чтобы полосы стали менее заметными.
Как раз качественные отливки из альтернативного сырья были с сильным блеском, проблема в том, что в одном случае не известно что это за сырье было :nez-nayu:, а в другом это была дорогущая недоступная более импортная марка. Насколько понял, будем двигаться в сторону смазки и увеличения ПТР...

Ответить

Вернуться в «Термоэластопласты и РТИ, а также и в том числе каучуки, ТПЭ, TPE, резина и пр. эластомеры/Rubber, TPE, TPV, TPU and other elastomers»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: Shadow и 5 гостей