Страница 1 из 1

Воздушная полость при литье ТПУ

Добавлено: 22 мар 2020, 02:09
Тигирь
Господа, подскажите пожалуйста возможную причину возникновения полости.
Деталь - плоское тело вращения. Диаметр 75 мм толщина от 2.5 до 5 к центру. Центральная бобышка 20 мм у основания. Закладная гайка. Литник по центру. Материал ТПУ Elastollan Soft35 A12P000. Просушен. Температура формы 35 градусов. Лью на миниТПА, но с полноценной инжекцией.
IMG_1794_800.jpg
Дефект возникает через пару часов после начала работы и потом стабильно повторяется примерно через цикл, иногда каждый цикл несколько раз подряд. Грешил на закладную, думал, повышается текучесть расплава и при обтекании закладной поток перекрывает вентиляционный зазор. Но отливки без закладной тоже дают полость, так-что она отпадает. На усадку тоже не похоже, уж больно велик объём полости.
IMG_1796_800.jpg
Здесь полость на сечениях без закладной
IMG_1795_800.jpg
Когда полость не образуется, отливка в объёме плотная, без пор.
Аналогичная деталь 50 мм с той же закладной льётся без проблем

Re: Воздушная полость при литье ТПУ

Добавлено: 22 мар 2020, 09:50
kor
У меня только одна версия. Все ТПУ хватают влагу. Сейчас весна, влажность повышенная. Если бункер не закрыт, через 2 часа гранулят может влагу нахватать.

Re: Воздушная полость при литье ТПУ

Добавлено: 22 мар 2020, 10:24
Maks42
Снизьте скорость впрыска до минимума.

Re: Воздушная полость при литье ТПУ

Добавлено: 22 мар 2020, 12:58
Тигирь
kor
Влажность отпадает, гранулы контактируют с воздухом не более 15 минут. Засыпаю малыми дозами из герметичной ёмкости.

Maks42
Насчёт скорости впрыска нужно подумать, как это реализовать на моём примитивном аппарате. Мелькала такая мысль, но не обратил на неё внимания. В принципе, скорость не меняется и при отливке кондиционных деталей, но возможно при возникновении брака остывает сопло и в нём образуется пробка из более вязкого материала, резко выстреливающая в начале цикла. Попробую для начала увеличить теплоёмкость сопла и поставить термоизоляцию. Если не поможет, буду думать над установкой частотника на привод.

Большое спасибо!

Re: Воздушная полость при литье ТПУ

Добавлено: 22 мар 2020, 13:28
Артур69
По логике , да . При высокой скорости это место обливается и воздух не успевает выходить , если ему вообще есть куда . Но , почему только через пару часов. Через время может меняться температура формы , кстати что за чилер ? Показаниям можно верить? В форме каналы все свободные ? Или материал . Но если , как я понял свежий не добавляете и минимум 3 часа сушили, не должно быть . А как обстоит дело с остатком массы , он вообще есть и стабилен ? Если нет , добавьте декомпрессию . Я бы так же попробовал додавить. Большое давление не надо , просто время увеличьте . А температура массы какова? Меньше 200 градусов я бы не уходил, всё равно , что они рекомендуют. И наконец пробуйте откатывать агрегат . Вместе с поднятием температуры сопла помогает от пробок . Удачи .

Re: Воздушная полость при литье ТПУ

Добавлено: 22 мар 2020, 14:06
Максим Викторович
А температуру формы выше нельзя поднять? Скажем до 50 градусов? Напрашивается повышение вязкости расплава после контакта с закладной и текучести расплава не хватает для полноценного заполнения формы.

Re: Воздушная полость при литье ТПУ

Добавлено: 22 мар 2020, 14:19
Артур69
Максим Викторович писал(а):
22 мар 2020, 14:06
А температуру формы выше нельзя поднять? Скажем до 50 градусов? Напрашивается повышение вязкости расплава после контакта с закладной и текучести расплава не хватает для полноценного заполнения формы.
Согласен с вами , но всё опять упирается в 2 часа. Почему сначала всё хорошо ? Хотя по логике , как форму не охлаждай , она со временем становится горячей . Зависит конечно от плана охлаждения формы и чилера.

Re: Воздушная полость при литье ТПУ

Добавлено: 23 мар 2020, 09:28
plastic
Стартовый пост откорректирован.
Вставка картинок работает штатно. Проблемы были, но они решены.
Пожалуйста, не используйте всякие хостинги для отправки картинок на форум.
С уважением, Админ

Re: Воздушная полость при литье ТПУ

Добавлено: 23 мар 2020, 10:03
nozzio
Артур69 писал(а):
22 мар 2020, 13:28
При высокой скорости...
думаю, скорость на миниТПА и так невелика :hi_hi_hi:
Артур69 писал(а):
22 мар 2020, 13:28
добавьте декомпрессию...
наверное всё таки противодавление имеется в виду... если оно есть на миниТПА :nez-nayu:
Артур69 писал(а):
22 мар 2020, 13:28
Я бы так же попробовал додавить. Большое давление не надо , просто время увеличьте.
для сложившихся условий, самое верное :co_ol:

Re: Воздушная полость при литье ТПУ

Добавлено: 23 мар 2020, 10:13
Артур69
nozzio писал(а):
23 мар 2020, 10:03
Артур69 писал(а):
22 мар 2020, 13:28
При высокой скорости...
думаю, скорость на миниТПА и так невелика :hi_hi_hi:
Артур69 писал(а):
22 мар 2020, 13:28
добавьте декомпрессию...
наверное всё таки противодавление имеется в виду... если оно есть на миниТПА :nez-nayu:
Артур69 писал(а):
22 мар 2020, 13:28
Я бы так же попробовал додавить. Большое давление не надо , просто время увеличьте.
для сложившихся условий, самое верное :co_ol:
Наверное. Не знаешь как правильно называть. Ну вообще я имел в виду это.

Re: Воздушная полость при литье ТПУ

Добавлено: 23 мар 2020, 11:53
Sandy
Maks42 писал(а):
22 мар 2020, 10:24
Снизьте скорость впрыска до минимума.
Плюсуюсь к Максу - мы при литье ТПУ также используем минимальную скорость впрыска. При загрузке обороты шнека и противодавление тоже небольшие. И соответственно декомпрессию шнека делать по минимуму, чтобы минимизировать количество воздуха при впрыске.
Думается, что автор на правильном пути определения проблемы - если дефект возникает через пару часов, то что-то или перегрелось, или охладилось (если есть уверенности, что ТПА выдерживает все заданные параметры).

Re: Воздушная полость при литье ТПУ

Добавлено: 23 мар 2020, 11:59
Максим Викторович
Еще вот подумалось - закладную можно подогревать перед установкой в форму? Градусов до 60?

Re: Воздушная полость при литье ТПУ

Добавлено: 23 мар 2020, 12:05
Sandy
Максим Викторович писал(а):
23 мар 2020, 11:59
Еще вот подумалось - закладную можно подогревать перед установкой в форму? Градусов до 60?
Вряд-ли это поможет - мы тоже с закладными льем, и часть деталей из ТПУ у нас прозрачная. Закладные не подогреваем.

Re: Воздушная полость при литье ТПУ

Добавлено: 23 мар 2020, 12:08
Артур69
Sandy писал(а):
23 мар 2020, 12:05
Максим Викторович писал(а):
23 мар 2020, 11:59
Еще вот подумалось - закладную можно подогревать перед установкой в форму? Градусов до 60?
Вряд-ли это поможет - мы тоже с закладными льем, и часть деталей из ТПУ у нас прозрачная. Закладные не подогреваем.
Согласен. Тем более что там без закладной такие же проблемы. Закладные у нас тоже разных форм и материалов , но никогда не грели .

Re: Воздушная полость при литье ТПУ

Добавлено: 23 мар 2020, 14:09
Figaro
На русском...

Re: Воздушная полость при литье ТПУ

Добавлено: 23 мар 2020, 16:05
Тигирь
Господа, большое спасибо всем откликнувшимся!
Аппарат у меня самый примитивный, поэтому ни декомпрессии нет, ни скорость впрыска не могу изменить, ни скорость шнека.
Пара часов нормальной работы меня самого с толку сбивает. Понятно, если режим изначально не верный, а так непонятка. В общем, сейчас попробую увеличить температуру сопла, уже предварительно сделал устройство, а там, если не поможет, буду дальше следовать советам.

Re: Воздушная полость при литье ТПУ

Добавлено: 23 мар 2020, 16:06
Тигирь
plastic писал(а):
23 мар 2020, 09:28
Стартовый пост откорректирован.
Принято

Re: Воздушная полость при литье ТПУ

Добавлено: 23 мар 2020, 16:26
Тигирь
Артур69 писал(а):
22 мар 2020, 13:28
По логике , да . При высокой скорости это место обливается и воздух не успевает выходить , если ему вообще есть куда . Но , почему только через пару часов.
С вентиляцией проблем нет. Воздух из бобышки вытесняется через толкатель, из подошвы - по плоскости размыкания формы.
Артур69 писал(а):
22 мар 2020, 13:28
Через время может меняться температура формы , кстати что за чилер ? Показаниям можно верить?
Температура формы достаточно стабильная, но даже при изменениях в пределах 20 градусов на полость не влияет. Только на качество поверхности.
Чиллер у меня козырный - ёмкость с водой и насос :)
Дело в том, что производительность по материалу минимальная, поэтому такого охлаждения вполне хватает для поддержания стабильной температуры.
Артур69 писал(а):
22 мар 2020, 13:28
В форме каналы все свободные ?
Да, каналы чистые.
Артур69 писал(а):
22 мар 2020, 13:28
Но если , как я понял свежий не добавляете и минимум 3 часа сушили, не должно быть . А как обстоит дело с остатком массы , он вообще есть и стабилен ?
Просушка 3-5 часов при 90 с вакуумом. Полагаю, этого более чем достаточно. По-крайней мере, вакуум при окончании просушки держится стабильно, что говорит о полном прекращении испарения.
Артур69 писал(а):
22 мар 2020, 13:28
А температура массы какова? Меньше 200 градусов я бы не уходил, всё равно , что они рекомендуют. И наконец пробуйте откатывать агрегат . Вместе с поднятием температуры сопла помогает от пробок . Удачи .
Рекомендованая температура порядка 180. Больше пробовал поднимать - начинается деструкция. Температуру зон матцилиндра подбираю ориентируясь на текучесть расплава. Формальная температура зон цилиндра в попугаях это хорошо, но бьют обычно не по паспорту :)

Re: Воздушная полость при литье ТПУ

Добавлено: 23 мар 2020, 16:31
Тигирь
nozzio писал(а):
23 мар 2020, 10:03
Артур69 писал(а):
22 мар 2020, 13:28
При высокой скорости...
думаю, скорость на миниТПА и так невелика :hi_hi_hi:
Сколько в граммах не знаю, но не велика.
nozzio писал(а):
23 мар 2020, 10:03
наверное всё таки противодавление имеется в виду... если оно есть на миниТПА :nez-nayu:
Ничего там нет :)

Re: Воздушная полость при литье ТПУ

Добавлено: 23 мар 2020, 16:39
Тигирь
Максим Викторович писал(а):
22 мар 2020, 14:06
А температуру формы выше нельзя поднять? Скажем до 50 градусов? Напрашивается повышение вязкости расплава после контакта с закладной и текучести расплава не хватает для полноценного заполнения формы.
С заполнением формы проблем нет. Температурой играл от 18 до 60 градусов. На качество поверхности влияет, на проливаемость нет

Re: Воздушная полость при литье ТПУ

Добавлено: 23 мар 2020, 16:42
Тигирь
В общем, господа, ещё раз спасибо откликнувшимся, по результатам обязательно отпишусь

Re: Воздушная полость при литье ТПУ

Добавлено: 23 мар 2020, 17:36
Алексей shm
Внутренняя полость- это дефект, возникающий на стадии выдержки под давлением. Толщина стенки под закладной гораздо меньше, чем сбоку от нее, даже и без закладной. На стадии выдержки не происходит подпитки от центрального литника, так как тонкое сечение под закладной застывает раньше, а в толстом сечении материал продолжает усаживаться и, не получая подпитки, образует пустоту. Происходит усадка не к центру, а к стенкам, потому что там уже образовалась прочная корка, а сердцевина еще не застывшая.
Первые 2 часа форма еще не прогрета, поэтому заполняется холодным материалом, который сразу же застывает и не дает такой большой усадки, поэтому нет пустот, но структура отливки не такая плотная, как при правильном заполнении с подпиткой при выдержке.
Можно рекомендовать увеличить сечение центрального литника, а также изменить форму закладной, уменьшив диаметр шляпки. Ну и подумать, как можно сделать одинаковые сечения не сильно меняя конструкцию детали. Золотое правило: проливаем тонкое через толстое.

Re: Воздушная полость при литье ТПУ

Добавлено: 23 мар 2020, 19:36
Мулланур
Тигирь писал(а):
23 мар 2020, 16:39
Максим Викторович писал(а):
22 мар 2020, 14:06
А температуру формы выше нельзя поднять? Скажем до 50 градусов? Напрашивается повышение вязкости расплава после контакта с закладной и текучести расплава не хватает для полноценного заполнения формы.
С заполнением формы проблем нет. Температурой играл от 18 до 60 градусов. На качество поверхности влияет, на проливаемость нет
Грейте форму и закладную. :ya-za: И может даже выше 70 градусов.

Re: Воздушная полость при литье ТПУ

Добавлено: 10 апр 2020, 21:38
Тигирь
Артур69 писал(а):
10 апр 2020, 20:28
... С шайбами вопрос решили ? Просто интересно. :-):
Пока не полностью. Увеличение температуры сопла вроде снизило количество брака, но я в последнее время лил подошвы меньшего диаметра. Сейчас ещё сделал крутой конус на литнике. Теоретически, скорость потока на входе должна снизиться вдвое. Но пока не собрался духом, чтобы проверить :hi_hi_hi:

Re: Воздушная полость при литье ТПУ

Добавлено: 10 апр 2020, 21:52
Артур69
Тигирь писал(а):
10 апр 2020, 21:38
Артур69 писал(а):
10 апр 2020, 20:28
... С шайбами вопрос решили ? Просто интересно. :-):
Пока не полностью. Увеличение температуры сопла вроде снизило количество брака, но я в последнее время лил подошвы меньшего диаметра. Сейчас ещё сделал крутой конус на литнике. Теоретически, скорость потока на входе должна снизиться вдвое. Но пока не собрался духом, чтобы проверить :hi_hi_hi:
👍. Идея хорошая . Я тоже хотел спросить фото с литником . К сожалению теория и практика не всегда сходятся . Спасибо нашим китайским друзьям научили нас работать не только по теории. 😁. Не примите за назойливость, не могу я без этой ср...й работы . Хоть станок в подвал ставь . :-):

Re: Воздушная полость при литье ТПУ

Добавлено: 10 апр 2020, 23:44
Тигирь
Да без проблем. Я и сам не отключаюсь 24х7. Даже по ночам снится. Только у меня литьё, это небольшая часть интересов

Re: Воздушная полость при литье ТПУ

Добавлено: 13 май 2020, 22:46
Тигирь
Господа, в общем, перепробовал всё - увеличил сечение литника, снизил скорость впрыска, улучшил вентиляцию формы, поиграл с температурой. Проблема оказалась в нестабильной дозе впрыска.
Буду работать над улучшением обратной связи машины.

Ещё раз всем спасибо за подсказки