Чем смазывать пресс-формы?

- Изготовление пресс-форм для литья пластмасс под давлением и литья металлических сплавов.
- Moldmaker for plastics and die-casting industries
Изображение

Модератор: Багаев Олег

Ответить
Сообщение
Автор
Аватара пользователя
Багаев Олег
Сообщения: 528
Зарегистрирован: 15 авг 2011, 18:22
Страна, Регион, Область: СССР
Город: СССР
Благодарил (а): 0
Поблагодарили: 21 раз

Чем смазывать пресс-формы?

#1 Сообщение Багаев Олег » 04 дек 2013, 13:20

Чем смазывать пресс-формы?

Изображение

Смазка и машины - вещи неотделимые друг от друга. В смазке нужно хоть немного разбираться. Ситуация тут такая. В советское время более-менее серьёзные ведомства разрабатывали смазки под себя. Например, авиаторы - свою, железные дорожники - свою, автомобилисты - свою. В остальных отраслях царила и сейчас царит вкусовщина. Тут уж кому как нравится и кто к чему привык. Нужно понимать, что смазка изготавливается на какой-то основе (обычно на основе продуктов переработки нефти) а затем к ней добавляются присадки, то есть вещества, изменяющие свойства основы смазки. Система одна и та же как для жидких смазок, так и для консистентных (то есть густых). Различные ведомства подгоняли присадками смазку под свои нужды и что они там наподгоняли только они сами знают. Крупные производители типа Моликот делают смазки исходя из своих каких-то соображений и поэтому ориентироваться в них сложно не смотря на их рекомендации. Складывается ощущение, что они хотят запутать покупателя своими рекомендациями. Вообще мне кажется, что создание смазок - не очень точная наука, равно как и их применение, поэтому выбор смазок во многом условен. Особенно это затрудняется тем, что каждый современный производитель старается заплевать покупателю глаза. В дальнейших рассуждениях речь пойдёт о консистентных смазках, т.к. для пресс-форм жидкие смазки применяются только для консервации и то не всегда. Я бы рекомендовал следующее.

1. Температура каплепадения.
Для начала ориентируемся на температуру каплепадения. Она должна быть указана на упаковке, либо можно поискать в интернете. Грубо говоря, температура каплепадения - это такая характеристика смазки, при которой она начинает стекать со смазываемых поверхностей, находясь в спокойном состоянии. Сейчас эту температуру указывают как "эксплуатационная температура". Нужно помнить о том, что консистентные смазки - тиксотропные жидкости (как бетон), т.е. когда мы на них подаём вибрационное воздействие, они текут, вибрацию сняли - смазка стынет. Форма у нас работает, а не стоит, поэтому температура каплепадения должна быть завышена. В большинстве случаев пойдёт смазка с температурой до 250 градусов.

2. Липкость (адгезия).
Теория смазки говорит о том, что смазка между трущимися поверхностями создаёт практически мономолекулярный слой, в результате поверхности практически не контактируют друг с другом. Чем тяжелей нагружено соединение, тем смазка должна быть гуще. Я это дело проверяю просто потерев смазку между пальцами. Она должна быть густой и очень хорошо липнуть, т.е. очень плохо оттираться. Если смазка стирается с пальцев ветошью начисто, то такую смазку я бракую. Нельзя проверять таким способом несколько смазок подряд. Несколько смазок проверяем только после мытья рук с мылом и какой-то паузы. Иначе ничего не поймёшь, первая смазка забивает ощущения и привет.

3. Смазки белого цвета.
Многие изготовители и за ними и эксплуатанты пресс-форм полюбили смазки белого цвета в надежде на то, что они не будут пачкать пластмассовое изделие. Я думаю, что небелые смазки типа Литола или Циатима тоже не пачкают пластмассовые изделия. А смазка даже белого цвета на изделии вообще ни к чему. Смазываем правильно и регулярно и тогда цвет не важен. Конечно, если мы напихали банку смазки в пресс-форму раз в неделю, то тут уж никакой цвет не поможет: смазка будет переть из под толкателей на отливку. На мой вкус белые смазки мягковаты (видать делают их из парафинов нефти) и не такие липкие. У меня есть ощущение, что в процессе эксплуатации их быстро выносит из смазываемого пространства. Это очень дурно. Но у белых смазок есть преимущество: на них очень хорошо видны продукты износа (смазки быстро становятся чёрными) и понятно, что пора смазывать трущиеся поверхности снова. Но я вот вижу, что форму пора смазывать и на классических смазках. А если это делать раз в смену, тогда вообще не важно видно или не видно продукты износа.

4. О присадках.
Для изменения свойств основного компонента смазки, в неё вводят различные добавки, называемые присадками. Например, в смазки добавляют поверхностно-активные вещества, которые на смазываемых поверхностях образуют слой, который здорово держится. Так по теории, но глазом это не видно, поэтому приходится просто верить производителю. Верю в смазку ШРУС-4 (она с графитом, который виден), но в форму её пихать как-то не хорошо, очень уж чёрная и она предназначена для работы в закрытом и герметичном пространстве, т.е. как она будет стекать производителю не важно. Моликот выпускает смазку с порошком меди (так они говорят). Эта смазка медного цвета, но это скорее всего наглая брехня, так как если медяшку потереть, то мелкая стружка будет тёмной, а не медного цвета. То есть скорее всего производитель наряду с медью добавил в смазку красочку для убедительности. Кстати, можно посмотреть под микроскопом, есть ли в смазке какие-то иные частицы. Но это не говорит о том, что смазка плохая. Просто такой маркетинговый ход. Медь тоже наверное там есть, но как убедить покупателя, что она там есть? Добавим краску медного цвета и всем сразу станет понятно, что медь в смазке присутствует.

5. Практика применения смазок.
Можно купить несколько смазок и проанализировать их по вышеуказанным параметрам. Выбор смазок в основном дело вкуса с частичным добавлением теории. Рекомендую перепробовать разные смазки Моликот, т.к. у них качество более-менее стабильное, а как там наши отечественные производители сейчас делают смазки - не понятно. Если Моликот - то можно попробовать Molikote Longterm W2. Из отечественных мне лично очень нравится ЦИАТИМ-201. Общее правило - не использовать для пресс-форм жидкие смазки, а использовать только консистентные. Смазываем обильно, но без излишков. Старую смазку как можно чаще убираем ветошью, наносим новую и при этом добиваемся того, чтобы смазка попала именно между трущимися поверхностями. Излишки удаляем. Если форму разобрали, смазку убираем ветошью и смесью растворителей начисто, затем наносим новую. Если форма находится в разобранном виде на срок более 8 часов, поверхности консервируем жидкой смазкой, нанося её кистью или пульверизатором. Перед работой жидкую смазку с оформляющих поверхностей удаляем начисто растворителем и наносим рабочую консистентную (иначе жидкая смазка растворит консистентную и работать консистентная смазка не будет).

6. О смазке толкателей.
Отдельно нужно сказать о смазке толкателей. Толкатели нужно смазывать. Некоторые производители пресс-форм и эксплуатанты считают, что толкатели не нужно смазывать. Мне это не понятно. Толкатели тоже нагруженные и трущиеся детали. Ну как их можно не смазывать? Понятно, что смазка лезет на пластмассовое изделие. Значит, смазывайте аккуратно, подбирайте смазку под себя, работайте, одним словом. Не нужен густой слой. Достаточно очень тонкого слоя, лишь бы был. И смазка обязательно должна зайти именно между трущимися поверхностями. Для этого обычно толкатели на машине отводят вправо на всю длину, убирают старую смазку, смазывают наново и несколько раз двигают толкающую систему вперёд-назад. После этого толкающую систему приводят в исходное положение и излишки смазки удаляют ветошью. Опять несколько раз двигают толкающую систему, затем опять толкатели в исходное и опять вытирают излишки.

7. Смазка и культура труда.
Нужно понимать, что пресс-форма - штука точная, нежная и обычно дорогая. Пресс-форма - это средство зарабатывания денег, как автомобиль для таксиста. Причём средство зарабатывания денег для всех, кто работает на предприятии. Если таксист не обслуживает свой автомобиль, то много он не заработает. То же самое и с пресс-формой. Операция смазки - это нудная рутинная работа. Обычно наладчики сильно ленятся. За это нужно карать по-чёрному. В конце смены можно пройтись по цеху, потрогать толкатели. Если сухие - сразу бить наладчика по колотушке. То же самое и с направляющими колонками (если они не в бронзо-графитовых втулках). Хороший изготовитель пресс-форм делает пазы для выхода воздуха при работе направляющих колонок. Это позволяет подольше сохранить смазку на колонках (о маслоудерживающих канавках на самой колонке я вообще молчу). Обычно смазка уходит прежде всего с толкателей и колонок и меньше всего с ползунов, но ползуны, не являясь телами вращения, обычно пригнаны хуже толкателей и колонок, работают зачастую в тяжело нагруженном режиме. Поэтому если из толкателей и колонок смазку просто выдавливает, то у ползунов смазка быстро загрязняется продуктами износа. Поэтому следить нужно за всем.

Смазка и культура труда - вещи неотделимые. Заходим в цех, открываем банку со смазкой, если смазка грязная (особенно на белой хорошо видно), о культуре труда на этом предприятии речи не идёт. Смазка грязная - значит в банку лазят грязным инструментом (грязной кистью например). Попал абразив в банку, значит чуть позже абразив окажется в пресс-форме. Маленькой частицы достаточно, чтобы набить на трущихся поверхностях канавку. Закон сохранения всё ещё действует: если частичка абразива сделала микроканавку, металл из неё выдавило наружу, теперь у нас работает не только абразив, но и выдавленный наружу металл. Этот выдавленный металл в свою очередь тоже набивает задир, выдавленный металл снова делает канавку. То есть задир развивается с геометрической прогрессией. Чуть проморгали - форму нужно ремонтировать. Поэтому старую смазку нужно убирать начисто, особенно помня о том, что в смазке содержатся продукты износа. Смазка потемнела - это повод прибраться в пресс-форме. Кисти для смазки нужно отмывать в смеси растворителей. Если изготовитель смазки не положил шайбу в банку, то можно самостоятельно сделать её из металла или из толстого пластика. Шайба должна быть чуть меньше диаметра банки со смазкой, в центре делается отверстие. Шайбу кладём в банку. Теперь, если нам нужна смазка, давим на шайбу и смазка поступает только из центрального отверстия. Таким образом мы сможем сохранить смазку чистой, а если грязь попадёт в смазку, то можно выкинуть только небольшой загрязнённый слой, а не треть банки. Особенно хороши белые шайбы так как на белом фоне шайбы будут видны загрязнения в тонком слое смазки. Никаким ключами в толщу смазки не лазим, смазку снимает только выдавленную над шайбой. Обычно слесарь стремится выкинуть эту шайбу, т.к. давить на неё лень, гораздо проще ткнуть грязный торцовый ключ в толщу смазки и повозить этим ключом по колонке. Тут правило простое: два раза выкинул шайбу - на третий раз выкинули слесаря вместе с шайбой с работы.

8. Отдельно о смазках Моликот.
Народ интересуется, в чём уникальность смазок Моликот? Мне видится, что никакой уникальности смазок (не смазки, а смазок) фирмы Моликот нет. Моликот - это просто крупный международный изготовитель смазок. Смазки у него дорогие и не думаю, что их цена как-то связана с их эффективностью. Это как с чудодейственным средством WD-40: состоит оно из уайт-спирита, керосина, минерального масла и отдушки. Растворитель (уайт-спирит) удаляет загрязнения и старую смазку, а потом улетучивается, керосин лезет во все щели (потом гайки легко откручиваются), масло немного смазывает, отдушка забивает неприятные запахи. Вот тебе и всё чудо-средство. Да, состав удачный, нечего сказать, но почему цена-то такая? То же самое и с Моликот. Хорошие смазки и упаковка красивая, но вот с ценой у них явный перебор. Если литьевик берёт заказы на литьё со стороны, то обязательно нужно использовать Моликот, чтобы заказчики сразу поняли, что тут вам не какой-то сарай, а всё по последнему слову техники. Если формы эксплуатируются для себя, то понятно, что наш родной ЦИАТИМ-201 работает не хуже чем тот Моликот.

9. Жидкие смазки для пресс-форм.
Жидкие (текучие) смазки для пресс-форм использовать нельзя. Использовать надо консистентные смазки (не текучие). Консистентная смазка - это смазка примерно такая, как на фото в начале статьи. Вот только цвет её может быть различным.
За это сообщение автора Багаев Олег поблагодарил:
Дмитрий Андреев
Рейтинг: 5%

ЗЮМ
Эксперт Гидравлик
Сообщения: 5454
Зарегистрирован: 24 окт 2012, 20:41
Страна, Регион, Область: СССР
Город: Деревня Малая Малявня
Откуда: деревня МАЛАЯ МАЛЯВНЯ
Благодарил (а): 576 раз
Поблагодарили: 744 раза

Re: Чем смазывать пресс-формы?

#2 Сообщение ЗЮМ » 04 дек 2013, 13:27

Спасибо за безценную информацию. Оказывается акромя солидола из колхоза имени Пушкина, где я в детстве мазал колеса телеги конной повозки есть много чего. о чем и сегодня некоторые не ведают Спасибо за тему.

Шароф
Сообщения: 21
Зарегистрирован: 07 ноя 2013, 07:41
Страна, Регион, Область: Узбекистан
Город: Ташкент
Благодарил (а): 0
Поблагодарили: 0

Re: Чем смазывать пресс-формы?

#3 Сообщение Шароф » 04 дек 2013, 15:35

Спасибо за ценную информацию!

Аватара пользователя
vw679
Сообщения: 355
Зарегистрирован: 19 июл 2011, 12:31
Страна, Регион, Область: Россия
Город: Омск
Благодарил (а): 70 раз
Поблагодарили: 24 раза

Re: Чем смазывать пресс-формы?

#4 Сообщение vw679 » 05 дек 2013, 05:47

Олег, респект!
Вложил свою лепту.
Вложения
О смазке пресс-форм.pdf
(112.13 КБ) 1694 скачивания
И на хрена козе баян !?

Аватара пользователя
Багаев Олег
Сообщения: 528
Зарегистрирован: 15 авг 2011, 18:22
Страна, Регион, Область: СССР
Город: СССР
Благодарил (а): 0
Поблагодарили: 21 раз

Re: Чем смазывать пресс-формы?

#5 Сообщение Багаев Олег » 05 дек 2013, 08:04

vw679 писал(а):Олег, респект! Вложил свою лепту.
Спасибо! Здорово получилось.

Тоха
Сообщения: 580
Зарегистрирован: 20 мар 2015, 11:03
Страна, Регион, Область: Россия
Город: Россия
Благодарил (а): 92 раза
Поблагодарили: 296 раз

Re: Чем смазывать пресс формы

#6 Сообщение Тоха » 28 май 2018, 20:47

Supraen писал(а):
28 май 2018, 20:14
Обсуждалось многократно....
Смазывать лёгкой трансмиссионкой.Ни каких литолов - солидолов и других не жидких смазок.Подойдёт масло какое льёшь в коробку.По количеству - если механизм вымыт и смазан,то шприца на пять кубиков будет за глаза.
Просветите дремучего негра, что есть легкая трансмиссионка? Как ее различить от тяжелой? Есть ли некие весовые методики (конечно же придуманные исключительно дипломированными тувинскими шаманами в 12 поколении) для определения степени веса масла?

И еще вопрос по использованию. По системе смазки трансмиссионкой. Когда покупаешь персонального китайца который каждые 5-10 циклов будет пресс-форму на ходу смазывать, он комлектуется масленкой или надо отдельно покупать?

Без обид ::yaz-yk:

scout
Сообщения: 1
Зарегистрирован: 26 июл 2019, 09:38
Страна, Регион, Область: россия
Город: Смоленск
Благодарил (а): 0
Поблагодарили: 0

Re: Чем смазывать пресс-формы?

#7 Сообщение scout » 26 июл 2019, 09:57

всем доброго времени. хочу снова поднять тему смазки (обслуживания) П/Ф. первоначально пользовались обычным литол24, он со временем высыхает и превращается в не понятную каку.. попробовали пользоваться TOTACHI ep2 blue эффект конечно есть но тоже не идеальный, т.е. через какой то промежуток работы п/ф эта смазка превращается в пластилин.. естественно с потерей своих свойств. У TOTACHI ep2 blue температурный диапазон до 170С... подскажите у кого какой опыт использования различных консистентных смазок П/Ф???

Аватара пользователя
sedoykornet
Сообщения: 272
Зарегистрирован: 08 дек 2013, 14:19
Страна, Регион, Область: Россия
Город: Самара
Откуда: Самара
Благодарил (а): 236 раз
Поблагодарили: 185 раз

Re: Чем смазывать пресс-формы?

#8 Сообщение sedoykornet » 20 авг 2019, 17:31

scout писал(а):
26 июл 2019, 09:57
всем доброго времени. хочу снова поднять тему смазки (обслуживания) П/Ф. первоначально пользовались обычным литол24, он со временем высыхает и превращается в не понятную каку.. попробовали пользоваться TOTACHI ep2 blue эффект конечно есть но тоже не идеальный, т.е. через какой то промежуток работы п/ф эта смазка превращается в пластилин.. естественно с потерей своих свойств. У TOTACHI ep2 blue температурный диапазон до 170С... подскажите у кого какой опыт использования различных консистентных смазок П/Ф???
Поздно просмотрел тему, но думаю многим пригодиться.
Лет уже 30 пользуюсь смазками ЦИАТИМ-221 и ЦИАТИМ-221F

Область применения
Предназначена для смазывания узлов трения и сопряженных поверхностей «металл-металл», «металл-резина» (в т.ч. работающих в вакууме): подшипники качения электромашин, систем управления и приборов с частотой вращения до 10000 мин-1 и проч.
Cмазка ЦИАТИМ-221F - это тефлоновый аналог одноименной смазки. Добавление тефлона позволило значительно улучшить противозадирные и противоизносные свойства, а также стойкость к агрессивным средам.

Основные эксплуатационные характеристики
Смазка ЦИАТИМ-221F водостойка и лишена гигроскопичности (не поглощает влагу из окружающей среды), из-за которой ГОСТовская смазка уплотнялась и ухудшались ее эксплуатационные, в частности низкотемпературные, свойства.
Химически стойка и инертна к резине и полимерным материалам, снижает шум и вибрацию, имеет увеличенный срок службы по сравнению с ЦИАТИМ-221. Используется при температуре от -60 до 160°С

Хотел скопировать таблицу, но можно и по ссылке посмотреть
http://smazka.perm.ru/index/grease_ciatim_221f/0-266
Дорогу осилит идущий.

Аватара пользователя
sedoykornet
Сообщения: 272
Зарегистрирован: 08 дек 2013, 14:19
Страна, Регион, Область: Россия
Город: Самара
Откуда: Самара
Благодарил (а): 236 раз
Поблагодарили: 185 раз

Re: Чем смазывать пресс-формы?

#9 Сообщение sedoykornet » 20 авг 2019, 17:55

Дополню таблицей
ЦИАТИМ221FScreenshot.png
Смазка ЦИАТИМ-221 Применяется в автоматах перекоса несущего и хвостового винтов вертолёта, с периодичностью 50 часов между шприцовками. Все подшипники в вертолётах, при применении этой смазки, рассчитаны на 50 000 часов наработки или 25 лет эксплуатации.
Для подшипников скольжения лучше ЦИАТИМ-221F ( с фтором ).
Применяю данную смазку также для смазки подшипников электродвигателей.
Дорогу осилит идущий.

Ответить

Вернуться в «Тимити молдс энд плэстикс Ко ЛТД»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 2 гостя