Страница 1 из 1

«Что-то физики в почете, что-то лирики в загоне…»

Добавлено: 11 янв 2021, 20:21
Елена ПластЭксперт
Первоисточник тут https://www.vtimes.io/2021/01/11/fiziki ... -bit-a2418
Захотелось поделиться и узнать ваше мнение о наболевшем вопросе нехватки кадров.

«Что-то физики в почете, что-то лирики в загоне…» — так начиналось известное стихотворение Бориса Слуцкого, написанное за два года до эпохального полета Юрия Гагарина. После этого события надежды на научно-технический прогресс то ослабевали, то вновь укреплялись, но постепенно сложился консенсус, что человеческий капитал в форме естественно-научных и инженерно-технических знаний и навыков играет ключевую роль в обеспечении экономического роста. Совокупность этих дисциплин часто обозначается аббревиатурой STEM — Science, Technology, Engineering and Math. Этим объясняется особое внимание к обладателям соответствующих дипломов — назовем их «STEM-выпускниками». Их подготовке всегда уделялось повышенное внимание, а университеты, отличающиеся высоким качеством STEM-образования, лидируют в мировых рейтингах.

Почти все развитые страны периодически жалуются на дефицит предложения STEM-специалистов и пытаются его ликвидировать. Не случайно даже в странах с самыми жесткими миграционными фильтрами для таких специалистов существуют многочисленные исключения и льготы. Казалось бы, чего проще — надо увеличить прием на «полезные» специальности за счет сокращения набора прочих экономистов-юристов-журналистов. И часто увеличивают. Однако проблема никак не решается — по мнению многих политиков, чиновников и работодателей, дефицит на рынке труда не исчезает.

В России такие жалобы хорошо известны и с регулярностью повторяются. Может, система образования «производит» критически мало? Но статистика говорит об обратном. Для описания ситуации в постсоветское время лучше всего подходит слово «бум». Грубые оценки показывают прирост специалистов с высшим образованием за 11 лет (с 2005 по 2015 г.), как минимум, в районе 11 млн человек в возрасте от 22 до 35–37 лет. Это значительная «армия» и очень большой прирост. Существенную ее часть всегда составляли обладатели STEM-дипломов — примерно каждый четвертый вновь выданный диплом или порядка 300 000 в среднем за год. Доля STEM-дипломов составляла около 40% в 2005 г., снизилась до 28% к 2010 г. и затем снова подросла примерно до трети к 2015 г. Другими словами, предложение STEM-специалистов, среди которых доминируют инженеры разных специальностей, было весьма массовым.

Простое сопоставление выпуска специалистов из высших учебных заведений и статистики занятости показывает, что предложение SТЕМовцев всегда в несколько раз превышало спрос на них, то есть число таких рабочих мест. Конечно, мы не учитываем качество обучения и профпригодность таких инженеров. Вполне возможно, что по отдельным направлениям дефицит реально существует. Но если проблема в качестве, то в любом случае дальнейшее наращивание количества ее не решит — закон диалектики не сработает. Скорее наоборот — лучше меньше, да лучше. Многие аналитики говорят про дефицит навыков, которые быстро устаревают, а не специалистов с соответствующими дипломами. Все же это разные вещи.

Теперь про зарплаты. Если есть дефицит чего-либо, то он должен отражаться в ценах. Например, дефицитные «физики» должны зарабатывать, при прочих равных, больше избыточных «лириков». Тем более что гибкость российских зарплат хорошо известна. Поставим простой вопрос: дает ли инженерно-техническая или естественно-научная специализация значимую экономическую выгоду (назовем ее премией) по сравнению с «художественным свистом» (а это из Курта Воннегута) и какой она может быть в разных возрастных группах? То есть, перефразируя поэтические строки Бориса Слуцкого, остаются ли по-прежнему «физики в почете», а «лирики в загоне»? Если первые оказываются при прочих равных в плюсе, значит, существуют очевидные материальные стимулы (другие соображения за рамками данного разговора) быть «физиком-инженером» и им оставаться, а не искать счастья в других профессиях.

Однако анализ показывает, что «физики»-инженеры не получают дополнительных выгод по сравнению с «лириками»-экономистами-юристами и прочими — премию не дает ни техническое образование, ни работа на STEM-позициях. Причем такая премия не появляется и в течение трудовой жизни, то есть с накоплением опыта. Более того, с возрастом STEM-занятие начинает облагаться «штрафом»: и у STEM-мужчин, и у женщин зарплаты растут медленнее, чем в неSTEM-профессиях. С возрастом «штраф» даже растет: в старших когортах темпы роста зарплат «физиков» падают быстрее, чем у «лириков». Накопление оплачиваемого рынком человеческого капитала завершается рано, а его амортизация может быть значительной.

Политические и бюрократические призывы к сокращению подготовки студентов-«лириков» и расширение выпуска «физиков» базируются на предположении, что первые в избытке, а вторые в дефиците. Рынок труда, влияя на заработную плату обеих категорий, такую точку зрения, судя по всему, не разделяет. Этот феномен может иметь разные объяснения. Но наиболее очевидное заключается в том, что потребность нашей экономики в естественно-научных и инженерно-технологических знаниях и навыках остается весьма скромной. Изменения в профессионально-отраслевой структуре рабочих мест также об этом говорят.

Re: «Что-то физики в почете, что-то лирики в загоне…»

Добавлено: 12 янв 2021, 11:29
Kirilliq
Выигрышная комбинация должна выглядеть как-то так: техническое образование, типа МФТИ, плюс второе в управлении или финансах, плюс 2 языка. И бальные танцы или кунг-фу.
На практике дети обычно балбесы, поэтому родители готовят их туда, где выбор специальностей больше, а конкурс на бюджет ниже. Поэтому качаем ЕГЭ по физике, математике и русскому. Ну и, потом, лириком можно стать без лирического образования (у нас чуть не половина старых рокеров - математики), а вот наоборот случаев не припоминаю. Задача родителя - выпихнуть чадо в жизнь на какую-то зарплату, а дальше пусть оно барахтается само за все, что хочет сверх этого.
Я лучше представляю, что будет делать неустроившийся химик, чем политолог

Re: «Что-то физики в почете, что-то лирики в загоне…»

Добавлено: 14 янв 2021, 04:22
Figaro
Kirilliq писал(а):
12 янв 2021, 11:29
Выигрышная комбинация должна выглядеть как-то так: техническое образование, типа МФТИ, плюс второе в управлении или финансах, плюс 2 языка. И бальные танцы или кунг-фу.
Да вот, как говориться, фига вам :ps_ih:
Выигрышная комбинация - это умение засунуть своё мнение в одно заднее место и научиться трепаться и подлизываться...
И, вопрос, что такое "знание иностранного языка"? :ps_ih:

Re: «Что-то физики в почете, что-то лирики в загоне…»

Добавлено: 14 янв 2021, 07:31
Maks42

Re: «Что-то физики в почете, что-то лирики в загоне…»

Добавлено: 14 янв 2021, 08:29
Артур69
На приемлимом уровне за полгода ? 🤔. Ну да , конечно. И какой он приемлимый? Коктейль в баре заказать ?

Re: «Что-то физики в почете, что-то лирики в загоне…»

Добавлено: 14 янв 2021, 13:56
Kirilliq
Figaro писал(а):
14 янв 2021, 04:22
Да вот, как говориться, фига вам :ps_ih:
Выигрышная комбинация - это умение засунуть своё мнение в одно заднее место и научиться трепаться и подлизываться...
И, вопрос, что такое "знание иностранного языка"? :ps_ih:
Язык (тот который во рту) вообще надо осмотрительно использовать. Это называется дипломатия, тоже нужный навык, но на собеседовании его трудно продать, там все зайчики.
Знание иностранного языка - это когда тебя самого не парит, когда тебе приходится на нем говорить, даже если ты делаешь все возможные ошибки. Любой нормальный преподаватель языка скажет, что главный результат - это когда коммуникация состоялась, пусть даже ты перепутал всю грамматику и половину лексики.

Re: «Что-то физики в почете, что-то лирики в загоне…»

Добавлено: 14 янв 2021, 14:14
st_alexander
Kirilliq писал(а):
14 янв 2021, 13:56
Figaro писал(а):
14 янв 2021, 04:22
Да вот, как говориться, фига вам :ps_ih:
Выигрышная комбинация - это умение засунуть своё мнение в одно заднее место и научиться трепаться и подлизываться...
И, вопрос, что такое "знание иностранного языка"? :ps_ih:
Язык (тот который во рту) вообще надо осмотрительно использовать. Это называется дипломатия, тоже нужный навык, но на собеседовании его трудно продать, там все зайчики.
Знание иностранного языка - это когда тебя самого не парит, когда тебе приходится на нем говорить, даже если ты делаешь все возможные ошибки. Любой нормальный преподаватель языка скажет, что главный результат - это когда коммуникация состоялась, пусть даже ты перепутал всю грамматику и половину лексики.
Это же можно описать привычным "Вам шашечки, или ехать?"

Re: «Что-то физики в почете, что-то лирики в загоне…»

Добавлено: 14 янв 2021, 15:13
Алексей shm
Модными аббревиатурами на латинице проблема кадров, технических кадров, не решается. Знание языка, иностранного, вообще не понятно, как решает проблему кадров. Ну придет очередной лирик со знанием английского и что? Прокатные валки путает с волками из леса, ну посмотрел человек словарь не на той странице, бывает. А с образованием вообще одни инновации. Вот я к STEM добавлю Е, equipment, и я уже инноватор, можно проводить семинары, платные, о цене договоримся.
Я вспоминаю свое образование. Что нам давали? Знания по оборудованию, основы конструирования и расчетов по нему, основы технологических процессов на данном оборудовании и необходимых технологических расчетов, таких как режимы, припуски, а также основы проектирования оснастки, прочностных и прочих расчетов для оснастки. Можно при желании подобрать аббревиатуру.
Проблема, по- моему, в отсутствии преемственности. Какой бы ни был умный выпускник, но опыта у него нет. Он варится в собственном соку, набивает шишки и получает нагоняи от руководства, весьма далекого от его проблем, а проконсультироваться, посоветоваться, не с кем. Результат известен. Хороший умный специалист ищет, где ему поможет хотя бы знание иностранного языка. С другой стороны, есть организации, где работают люди далеко за –дцать. Им не кому передать свой богатый опыт, они зубы съели, работая по специальности, но за ними никого. Собственник не заинтересован в «лишних» людях, когда имеющиеся справляются.
Как решить проблему кадров я не знаю.