Внутренняя отбортовка на формованном изделии

- Обсуждаем другие, менее распространенные, но не менее важные способы производства изделий из пластмасс.
- Discussion of not so popular but very important methods of production of plastics products.
Ответить
Сообщение
Автор
MFS
Сообщения: 673
Зарегистрирован: 17 мар 2007, 13:59
Страна, Регион, Область: РФ
Город: Санкт-Петербург
Благодарил (а): 22 раза
Поблагодарили: 15 раз
Russia

Внутренняя отбортовка на формованном изделии

#1 Сообщение MFS » 27 сен 2016, 14:04

Добрый день!
Стоит задача производства вот таких колпаков из АБС. Хочу их формовать, после чего нужно сформировать такого плана внутренний бурт. Тиражи - сотни штук, свое производство для изготовления оснастки средней сложности - имеется.
Есть ли какие-либо проверенные решения, как это делать недорого и качественно? :-): Ну или хотя бы идеи :hi_hi_hi:
Ш2_004_Колпак_В1_Шар.JPG

cs-mb
Сообщения: 1883
Зарегистрирован: 19 авг 2013, 10:31
Страна, Регион, Область: MO
Город: v
Благодарил (а): 16 раз
Поблагодарили: 479 раз
Bhutan

Re: Внутренняя отбортовка на формованном изделии

#2 Сообщение cs-mb » 27 сен 2016, 15:02

MFS писал(а): Стоит задача производства вот таких колпаков из АБС. Хочу их формовать, после чего нужно сформировать такого плана внутренний бурт. Тиражи - сотни штук, свое производство для изготовления оснастки средней сложности - имеется.
Есть ли какие-либо проверенные решения, как это делать недорого и качественно?
ну допустим, что вы формованием сделаете полусферу с радиусом 15 см.
однако при этом, возникнет разнотолщинность. максимальная толщина в основании, минимальная в верхней части
а вот как вы затем загнёте ровно кромку мне непонятно, т.к. она пойдет волнами.
более реалистичный вариант сварки/склейки полусферы с круговым сегментом

Аватара пользователя
AAN
Сообщения: 1189
Зарегистрирован: 10 фев 2010, 09:12
Страна, Регион, Область: Россия
Город: Томск
Откуда: ТПУ
Благодарил (а): 42 раза
Поблагодарили: 75 раз
Контактная информация:
Russia

Re: Внутренняя отбортовка на формованном изделии

#3 Сообщение AAN » 27 сен 2016, 16:29

Придётся Вам делать что-то типа зиговки, только по-взрослому, с нагревом и калибратором...
Кларк: «Любая достаточно развитая технология неотличима от магии»

MFS
Сообщения: 673
Зарегистрирован: 17 мар 2007, 13:59
Страна, Регион, Область: РФ
Город: Санкт-Петербург
Благодарил (а): 22 раза
Поблагодарили: 15 раз
Russia

Re: Внутренняя отбортовка на формованном изделии

#4 Сообщение MFS » 28 сен 2016, 00:45

AAN писал(а):Придётся Вам делать что-то типа зиговки, только по-взрослому, с нагревом и калибратором...
Примерно так я себе это и представлял, как некую зиговку. Не ткнете ли пальцем, что есть похожего? С нагревом не очень понятно - ролик лучше греть или лист?

Sergpolimer
Сообщения: 1850
Зарегистрирован: 15 июл 2010, 20:16
Страна, Регион, Область: РБ
Город: Не определился
Благодарил (а): 106 раз
Поблагодарили: 213 раз
Контактная информация:
Belarus

Re: Внутренняя отбортовка на формованном изделии

#5 Сообщение Sergpolimer » 28 сен 2016, 08:34

Может быть так:
1) Завальцовка кромок.
Здесь придется рассчитать размер развертки и подобрать угол изгиба кромок будущего буртика, с целью максимально исключить его волнистость.
2) Термоформование сферы, где наверняка потребуется прижим, чтобы зафиксировать буртик в окончательном положении.

MFS
Сообщения: 673
Зарегистрирован: 17 мар 2007, 13:59
Страна, Регион, Область: РФ
Город: Санкт-Петербург
Благодарил (а): 22 раза
Поблагодарили: 15 раз
Russia

Re: Внутренняя отбортовка на формованном изделии

#6 Сообщение MFS » 28 сен 2016, 09:22

Sergpolimer писал(а):Может быть так:
1) Завальцовка кромок.
Здесь придется рассчитать размер развертки и подобрать угол изгиба кромок будущего буртика, с целью максимально исключить его волнистость.
2) Термоформование сферы, где наверняка потребуется прижим, чтобы зафиксировать буртик в окончательном положении.
Эммм....а как с формы снимать?

Аватара пользователя
AAN
Сообщения: 1189
Зарегистрирован: 10 фев 2010, 09:12
Страна, Регион, Область: Россия
Город: Томск
Откуда: ТПУ
Благодарил (а): 42 раза
Поблагодарили: 75 раз
Контактная информация:
Russia

Re: Внутренняя отбортовка на формованном изделии

#7 Сообщение AAN » 28 сен 2016, 12:05

MFS писал(а):Примерно так я себе это и представлял, как некую зиговку. Не ткнете ли пальцем, что есть похожего? С нагревом не очень понятно - ролик лучше греть или лист?
Такие вещи лучше всего описаны в литературе 50-60-х годов прошлого века, просто, но не примитивно и без дурацкого наукообразия. Но можно и своим умом дойти - процесс несложный: сначала кромку с двух сторон греют ИК-нагреватели, мощность и её соотношение между нагревателями регулируется экспериментально, затем под углом стоит приводной (встречный) фторопластовый ролик, который чуть-чуть радиально вытягивает материал и закладывает его в щелевой водоохлаждаемый калибратор.
Кларк: «Любая достаточно развитая технология неотличима от магии»

Sergpolimer
Сообщения: 1850
Зарегистрирован: 15 июл 2010, 20:16
Страна, Регион, Область: РБ
Город: Не определился
Благодарил (а): 106 раз
Поблагодарили: 213 раз
Контактная информация:
Belarus

Re: Внутренняя отбортовка на формованном изделии

#8 Сообщение Sergpolimer » 28 сен 2016, 13:21

MFS писал(а):Эммм....а как с формы снимать?
В зависимости от конструкции формы: сбрасывая вакуум, или давление сжатого воздуха,
Извлечение: выталкиватель :a_g_a: , сжатый воздух :du_ma_et: или 1000 раз проверенный – своими ручками :-):

MFS
Сообщения: 673
Зарегистрирован: 17 мар 2007, 13:59
Страна, Регион, Область: РФ
Город: Санкт-Петербург
Благодарил (а): 22 раза
Поблагодарили: 15 раз
Russia

Re: Внутренняя отбортовка на формованном изделии

#9 Сообщение MFS » 28 сен 2016, 22:20

Sergpolimer писал(а):
MFS писал(а):Эммм....а как с формы снимать?
В зависимости от конструкции формы: сбрасывая вакуум, или давление сжатого воздуха,
Извлечение: выталкиватель :a_g_a: , сжатый воздух :du_ma_et: или 1000 раз проверенный – своими ручками :-):
При отбортовке 14мм на сторону оно целым не слезет ни одним из вышеперечисленных способов.

MFS
Сообщения: 673
Зарегистрирован: 17 мар 2007, 13:59
Страна, Регион, Область: РФ
Город: Санкт-Петербург
Благодарил (а): 22 раза
Поблагодарили: 15 раз
Russia

Re: Внутренняя отбортовка на формованном изделии

#10 Сообщение MFS » 28 сен 2016, 22:22

AAN писал(а):
MFS писал(а):Примерно так я себе это и представлял, как некую зиговку. Не ткнете ли пальцем, что есть похожего? С нагревом не очень понятно - ролик лучше греть или лист?
Такие вещи лучше всего описаны в литературе 50-60-х годов прошлого века, просто, но не примитивно и без дурацкого наукообразия. Но можно и своим умом дойти - процесс несложный: сначала кромку с двух сторон греют ИК-нагреватели, мощность и её соотношение между нагревателями регулируется экспериментально, затем под углом стоит приводной (встречный) фторопластовый ролик, который чуть-чуть радиально вытягивает материал и закладывает его в щелевой водоохлаждаемый калибратор.
Примерно так и представлял, однако кольцевые ИК, вашество, сложновато для столь малой партии. М.б. ТЭНы, а?

Аватара пользователя
AAN
Сообщения: 1189
Зарегистрирован: 10 фев 2010, 09:12
Страна, Регион, Область: Россия
Город: Томск
Откуда: ТПУ
Благодарил (а): 42 раза
Поблагодарили: 75 раз
Контактная информация:
Russia

Re: Внутренняя отбортовка на формованном изделии

#11 Сообщение AAN » 29 сен 2016, 05:15

MFS писал(а):Примерно так и представлял, однако кольцевые ИК, вашество, сложновато для столь малой партии. М.б. ТЭНы, а?
А зачем тут кольцевые ИК? Греть надо бесконтактно, на максимальную глубину и маленький участок перед роликом. Можно и ТЭН-ы, только высокотемпературные, из отечественной нержавейки в режиме нагревателей излучением. Можно найти мощные лампы накаливания и поставить их с рефлекторами. Есть специальные ИК-нагреватели в форме кинескопов - поспрашивайте на форуме. Вариантов - море.
Кларк: «Любая достаточно развитая технология неотличима от магии»

cs-mb
Сообщения: 1883
Зарегистрирован: 19 авг 2013, 10:31
Страна, Регион, Область: MO
Город: v
Благодарил (а): 16 раз
Поблагодарили: 479 раз
Bhutan

Re: Внутренняя отбортовка на формованном изделии

#12 Сообщение cs-mb » 29 сен 2016, 10:30

MFS писал(а):Примерно так и представлял, однако кольцевые ИК, вашество, сложновато для столь малой партии. М.б. ТЭНы, а?
если сделаете, расскажите.
интересно на чём остановитесь и какой выйдет результат
а какое конечное применение? может имеет смысл изменить конструкцию?

Sergpolimer
Сообщения: 1850
Зарегистрирован: 15 июл 2010, 20:16
Страна, Регион, Область: РБ
Город: Не определился
Благодарил (а): 106 раз
Поблагодарили: 213 раз
Контактная информация:
Belarus

Re: Внутренняя отбортовка на формованном изделии

#13 Сообщение Sergpolimer » 29 сен 2016, 11:20

MFS писал(а): При отбортовке 14мм на сторону оно целым не слезет ни одним из вышеперечисленных способов.
Сделать кольцевой прижим с закрепленным на нем уплотнением + подключить к форме охлаждающий и вакуумный трубопровод,
даже через обычный пылесос, не сложно. Цена вопроса - 3 копейки,
Металлы по матрице растягивает без единой складки, не говоря про нагретый полимер толщиной в 2 мм.
Если не устраивает вакуумная формовка, рассмотрите более сложный вариант технологии как штамповка взрывом

MFS
Сообщения: 673
Зарегистрирован: 17 мар 2007, 13:59
Страна, Регион, Область: РФ
Город: Санкт-Петербург
Благодарил (а): 22 раза
Поблагодарили: 15 раз
Russia

Re: Внутренняя отбортовка на формованном изделии

#14 Сообщение MFS » 29 сен 2016, 12:04

AAN писал(а):
MFS писал(а):Примерно так и представлял, однако кольцевые ИК, вашество, сложновато для столь малой партии. М.б. ТЭНы, а?
А зачем тут кольцевые ИК? Греть надо бесконтактно, на максимальную глубину и маленький участок перед роликом. Можно и ТЭН-ы, только высокотемпературные, из отечественной нержавейки в режиме нагревателей излучением. Можно найти мощные лампы накаливания и поставить их с рефлекторами. Есть специальные ИК-нагреватели в форме кинескопов - поспрашивайте на форуме. Вариантов - море.
Ага, ага....прикинем, спасибо.
Sergpolimer писал(а):
MFS писал(а): При отбортовке 14мм на сторону оно целым не слезет ни одним из вышеперечисленных способов.
Сделать кольцевой прижим с закрепленным на нем уплотнением + подключить к форме охлаждающий и вакуумный трубопровод,
даже через обычный пылесос, не сложно. Цена вопроса - 3 копейки,
Металлы по матрице растягивает без единой складки, не говоря про нагретый полимер толщиной в 2 мм.
Если не устраивает вакуумная формовка, рассмотрите более сложный вариант технологии как штамповка взрывом
Не понял про кольцевой уплотнитель. Честно. Вас не затруднит эскизик?

cs-mb
Сообщения: 1883
Зарегистрирован: 19 авг 2013, 10:31
Страна, Регион, Область: MO
Город: v
Благодарил (а): 16 раз
Поблагодарили: 479 раз
Bhutan

Re: Внутренняя отбортовка на формованном изделии

#15 Сообщение cs-mb » 29 сен 2016, 13:35

Sergpolimer писал(а): Металлы по матрице растягивает без единой складки, не говоря про нагретый полимер толщиной в 2 мм.
Если не устраивает вакуумная формовка, рассмотрите более сложный вариант технологии как штамповка взрывом
если посмотрите на чертёж, то нужно на растянуть, а сжать (загнуть внутрь полусферы кромку).
при уменьшении радиуса происходит образование складок. при этом нужно сохранить ширину кромки по всему периметру
при нагревании нижней части полусферы, будет происходить:
- коробление/деформация за пределами кромки
- стремление вернуться к доформуемому состоянию (потеря сферической формы)
Последний раз редактировалось cs-mb 29 сен 2016, 13:38, всего редактировалось 1 раз.

Sergpolimer
Сообщения: 1850
Зарегистрирован: 15 июл 2010, 20:16
Страна, Регион, Область: РБ
Город: Не определился
Благодарил (а): 106 раз
Поблагодарили: 213 раз
Контактная информация:
Belarus

Re: Внутренняя отбортовка на формованном изделии

#16 Сообщение Sergpolimer » 29 сен 2016, 13:36

К сожалению, чертить не кому, попробую пояснить на пальцах,
Основные, и одновременно выполняемые, задачи уплотнения вместе с прижимом:
1) исключить зазоры, для обеспечения быстрого разряжение в полости матрицы, по поверхности которой огибается нагретый лист формуясь в сферу;
2) поджатие нагретого буртика до окончательного размера,
3) фиксация положения буртика при его охлаждении.
Выше озвученные моменты не столько проблематичны,
Основная засада, как говорил ранее, заключается в образование волн на наружной и внутренней поверхностях буртика (загнутой полки) при завальцовке кромок т.к. диаметр развертки больше, чем окончательный диаметр буртика (полки), по крайней мере на две длины буртика.
Это получается лишний материал, а избавляются от этой проблемы 2-мя путями:
- По диаметру развертки, в направлению к центру, делают конические вырезы, чтобы после формования, боковые кромки сомкнулись между собой.
В этом случае на поверхности загнутой полки остаются вырезы.
Или
- Или берут диаметр развертки больше, а в процессе формовки, волны направляют таким образом, чтобы они распределились на самом краю, еще пока полуфабриката изделия. После этого, часть с излишним (волнистым) материалом вырубают, при этом поверхность загнутой полки остается ровной.

MFS
Сообщения: 673
Зарегистрирован: 17 мар 2007, 13:59
Страна, Регион, Область: РФ
Город: Санкт-Петербург
Благодарил (а): 22 раза
Поблагодарили: 15 раз
Russia

Re: Внутренняя отбортовка на формованном изделии

#17 Сообщение MFS » 29 сен 2016, 15:06

Sergpolimer писал(а):К сожалению, чертить не кому, попробую пояснить на пальцах,
Основные, и одновременно выполняемые, задачи уплотнения вместе с прижимом:
1) исключить зазоры, для обеспечения быстрого разряжение в полости матрицы, по поверхности которой огибается нагретый лист формуясь в сферу;
2) поджатие нагретого буртика до окончательного размера,
3) фиксация положения буртика при его охлаждении.
Выше озвученные моменты не столько проблематичны,
Основная засада, как говорил ранее, заключается в образование волн на наружной и внутренней поверхностях буртика (загнутой полки) при завальцовке кромок т.к. диаметр развертки больше, чем окончательный диаметр буртика (полки), по крайней мере на две длины буртика.
Это получается лишний материал, а избавляются от этой проблемы 2-мя путями:
- По диаметру развертки, в направлению к центру, делают конические вырезы, чтобы после формования, боковые кромки сомкнулись между собой.
В этом случае на поверхности загнутой полки остаются вырезы.
Или
- Или берут диаметр развертки больше, а в процессе формовки, волны направляют таким образом, чтобы они распределились на самом краю, еще пока полуфабриката изделия. После этого, часть с излишним (волнистым) материалом вырубают, при этом поверхность загнутой полки остается ровной.
Нет, не понял. Я вас не понял, а вы, похоже, меня. Формовать будем на позитивной форме (пуансоне) - так выше качество наружной поверхности и технологичнее. Вырезы недопустимы - нужно обеспечивать IP.
Хотя вы мне подали неплохую идею, спасибо! - сформованный колпак заложить в спецоснастку, прогреть на том же вакуум-формовочном станке и отформовать отдельно. Чтобы не делать прогревалку отдельно - меня это несколько смещает. Хотя закатка роликом оптимальна, конечно - подумаю про нагревательный узел для нашей зиговки по металлу.

Sergpolimer
Сообщения: 1850
Зарегистрирован: 15 июл 2010, 20:16
Страна, Регион, Область: РБ
Город: Не определился
Благодарил (а): 106 раз
Поблагодарили: 213 раз
Контактная информация:
Belarus

Re: Внутренняя отбортовка на формованном изделии

#18 Сообщение Sergpolimer » 29 сен 2016, 15:26

На вашем месте, я бы изначально подогнул кромку, по диаметру развертки, пуансоном
Именно подогнуть, а не гнуть "по самые помидоры" :-):
В этом случае обкатывать ее роликом не надо,
После этого, использовал ранее изложенный принцип и удаление (вырубку) лишнего материала,

MFS
Сообщения: 673
Зарегистрирован: 17 мар 2007, 13:59
Страна, Регион, Область: РФ
Город: Санкт-Петербург
Благодарил (а): 22 раза
Поблагодарили: 15 раз
Russia

Re: Внутренняя отбортовка на формованном изделии

#19 Сообщение MFS » 29 сен 2016, 16:49

Sergpolimer писал(а):На вашем месте, я бы изначально подогнул кромку, по диаметру развертки, пуансоном
Именно подогнуть, а не гнуть "по самые помидоры" :-):
В этом случае обкатывать ее роликом не надо,
После этого, использовал ранее изложенный принцип и удаление (вырубку) лишнего материала,
Без эскиза не понимаю ни того, ни другого, увы мне, увы((.

Мулланур
Сообщения: 1260
Зарегистрирован: 01 окт 2013, 15:06
Страна, Регион, Область: Россия
Город: Екатеринбург
Благодарил (а): 188 раз
Поблагодарили: 203 раза
Russia

Re: Внутренняя отбортовка на формованном изделии

#20 Сообщение Мулланур » 29 сен 2016, 22:37

Негатив с подвижными полукольцами для бурта пробовали?
Конечно эту деталь лучше делать ротоформованием, или экструзионным выдувным формованием.

MFS
Сообщения: 673
Зарегистрирован: 17 мар 2007, 13:59
Страна, Регион, Область: РФ
Город: Санкт-Петербург
Благодарил (а): 22 раза
Поблагодарили: 15 раз
Russia

Re: Внутренняя отбортовка на формованном изделии

#21 Сообщение MFS » 30 сен 2016, 00:28

Мулланур писал(а):Негатив с подвижными полукольцами для бурта пробовали?
Ничего еще не пробовали, пока склоняюсь к зиговке+нагрев.
Мулланур писал(а):Конечно эту деталь лучше делать ротоформованием, или экструзионным выдувным формованием.
Не пройдет по внешнему виду - нужен глянец или приятная текстура.

Dima_bez
Сообщения: 25
Зарегистрирован: 01 дек 2011, 13:58
Страна, Регион, Область: Самарская
Город: Самара

Re: Внутренняя отбортовка на формованном изделии

#22 Сообщение Dima_bez » 04 окт 2016, 09:55

Сталкивался с подобной задачей.
1. Разнотолщинность на кромках будет очень большая.
2. Формовка в негатив.
3. Форма у Вас будет из 2-х элементов состоять.

А какую толщину листа использовать планируете?

MFS
Сообщения: 673
Зарегистрирован: 17 мар 2007, 13:59
Страна, Регион, Область: РФ
Город: Санкт-Петербург
Благодарил (а): 22 раза
Поблагодарили: 15 раз
Russia

Re: Внутренняя отбортовка на формованном изделии

#23 Сообщение MFS » 04 окт 2016, 09:57

Dima_bez писал(а):Сталкивался с подобной задачей.
1. Разнотолщинность на кромках будет очень большая.
2. Формовка в негатив.
3. Форма у Вас будет из 2-х элементов состоять.

А какую толщину листа использовать планируете?
2 мм, как на картинке... ну, может, 3.

Dima_bez
Сообщения: 25
Зарегистрирован: 01 дек 2011, 13:58
Страна, Регион, Область: Самарская
Город: Самара

Re: Внутренняя отбортовка на формованном изделии

#24 Сообщение Dima_bez » 04 окт 2016, 10:39

тогда как то так
но расформовывать продеться прямо на столе
20161004_113747.jpg

MFS
Сообщения: 673
Зарегистрирован: 17 мар 2007, 13:59
Страна, Регион, Область: РФ
Город: Санкт-Петербург
Благодарил (а): 22 раза
Поблагодарили: 15 раз
Russia

Re: Внутренняя отбортовка на формованном изделии

#25 Сообщение MFS » 04 окт 2016, 10:44

Dima_bez писал(а):тогда как то так
но расформовывать продеться прямо на столе
20161004_113747.jpg
Приходит такой в голову. Но!
а) Будет очень-очень тонко
б) Формовать хочем все же позитиве.

Вот как бы потом достать пуансон из формовки-то....

MFS
Сообщения: 673
Зарегистрирован: 17 мар 2007, 13:59
Страна, Регион, Область: РФ
Город: Санкт-Петербург
Благодарил (а): 22 раза
Поблагодарили: 15 раз
Russia

Re: Внутренняя отбортовка на формованном изделии

#26 Сообщение MFS » 07 окт 2016, 14:45

Пока остановились на таком варианте - формуем колпак, потом на отдельном формовочном посту формуем на нем кольцевое поднутрение, потом подрезаем. Сейчас конструирую этот пост.

Ответить

Вернуться в «Термоформование, каландрование, сварка и остальные методы переработки пластмасс/Thermoforming, calendering, welding and other technologies»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 3 гостя